Почему логистика в России развивается крайне медленно

14.01.2020

Почему логистика в России развивается крайне медленно

В 2019 году рынок логистических услуг в России развивался довольно медленно, но стабильно. Это связано с тем, что рост мировой экономики в целом замедляется, поэтому каких-то прорывных показателей ожидать не следовало. Падение доли импорта на протяжении последних двух лет, неопределённость на фоне выхода Великобритании из Европейского союза и другие факторы не создают предпосылок для улучшения ситуации на рынке.

Но стоит отметить, что экспортные потоки всё-таки постепенно начинают увеличиваться. Здесь, безусловно, немаловажную роль сыграли государственные субсидии, а также поддержка Российского экспортного центра (РЭЦ). Что касается локального сектора, то увеличение ставки НДС до 20% с начала 2019-го вынудило бизнес перестраивать свои внутренние процессы, чтобы удержать позиции в новых рыночных условиях.

"Делая прогноз объёма рынка следующего года, я думаю, что серьёзного увеличения не предвидится. На данный момент наблюдается небольшой прирост к объёму: 3–5% к уровню 2018-го, не более",- Татьяна Гончаренко, директор российского представительства группы компаний AsstrA.
К основному фактору, имевшему наибольшее значение в этом году, можно отнести рост ставки НДС, ведь данное событие оказало значительное влияние на рынок. Оно повлекло за собой усложнение процесса международных перевозок и нехватку провозных возможностей (транспортных разрешений для автомобильных поставок, как следствие — диверсификация потоков основных поставщиков).

Нехватка количества разрешений для основных участников рынка на перевозку была зафиксирована уже в начале III квартала, сейчас ведутся переговоры по увеличению квот, поясняет Гончаренко. Подобные ситуации повторяются по несколько раз в год на протяжении двух-трёх лет, они стали уже практически традиционными. Обычно в таких случаях меняется маршрут или осуществляется переход на другие виды транспорта (морской, железнодорожный, схема с перегрузкой на транзитных складах и т.д.).

Говоря об актуальных экономических тенденциях, нужно отметить активное развитие импортозамещения, которое способствует совершенствованию внутрироссийских перевозок. Мировой тренд — освоение «Нового шёлкового пути», стабильный рост контейнерных перевозок из Китая.

Также глобальным трендом можно считать продолжающийся процесс автоматизации и цифровизации логистики. Это связано в том числе и с ростом издержек в отрасли: рынок низкомаржинальный, поэтому логистические компании вынуждены использовать современные технологии и автоматизацию процессов, чтобы увеличить свою рентабельность, — сказала Гончаренко.

Между тем, анализируя развитие логистического рынка в России в этом году, не стоит оставлять без внимания тему баланса спроса и предложения в сфере складской недвижимости. Данный сегмент в настоящее время сбалансирован как на международном, так и на локальном рынке, а каких-то серьёзных структурных изменений не наблюдается.

По оценке операционного директора логистической компании «Точка-Точка» Максима Алексеева, в 2019 году рынок транспортно-логистических услуг вырос в рамках прогнозируемого коридора — на 3–5% по отношению к показателям 2018-го. Он отметил, что основная доля пришлась на наземные перевозки (без учёта трубопровода) — более 80% от общего внутреннего грузооборота.

"Ключевым драйвером традиционно стали автомобильные доставки, которые в совокупности составили 70% от всего оборота. Объём перевозок морским, речным и авиатранспортом тоже вырос, но в целом незначительно. Практически стагнирующий авто- и ж/д грузооборот в натуральном выражении продемонстрировал существенный рост, причём в сегменте LTL (перевозок сборных грузов) показатель рекордно высокий — примерно 7%. По результатам исследования M.A. Research, в стоимостном выражении транспортный рынок достиг отметки 872 млрд рублей",- Максим Алексеев, операционный директор логистической компании «Точка-Точка».

Вместе с тем сезонно скорректированный индекс IHS Markit PMI обрабатывающих отраслей России, который отслеживает общую конъюнктуру рынка, показал худшее значение с мая 2009 года. Ключевым фактором такого снижения стали отмена новых заказов и падение объёмов производства к середине IV квартала 2019-го. Последнее связано как с ослабленным внутренним спросом, так и с невысоким спросом со стороны иностранных контрагентов. Нестабильность потребительской активности привела к оптимизации производства. Это повлекло за собой рост безработицы примерно на 5%.

Увеличение спроса в сфере услуг, в том числе транспортно-логистических, в IV квартале текущего года обеспечивается, прежде всего, за счёт предоставления скидок поставщиками. Аналитики IHS ожидают существенного замедления производства, а также падения спроса в I квартале 2020 года за счёт высокого наблюдаемого уровня инфляции и снижения покупательной способности населения. Поэтому рынок транспорта и логистики как одного из ключевых индикаторов состояния экономики государства не ждёт впечатляющий рост в 2020 году, считает Алексеев.

Более того, относительно 2019-го в наступающем году прогнозный рост отрасли в денежном эквиваленте вряд ли будет выше 1–1,5%. Причин тому много, помимо перечисленного выше, летом планируется повышение тарифов в системе «Платон»; отложенный эффект от увеличения НДС и акциза, вылившийся в бюджетировании на 2020 год большими затратами на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и материально-техническое обеспечение в транспортном цехе в целом; плоская шкала штрафов, заложенная в основу фискального сервиса АСВГК (автоматизированная система весогабаритного контроля); возможное принятие нового федерального закона об автомобильных перевозках и введение реестра перевозчиков; снижение доли импорта.

Основными драйверами возможного развития рынка грузоперевозок в России в 2020 году, по мнению эксперта, являются: увеличение расстояния перевозки до пяти тысяч километров и доли сборных грузоперевозок в общей грузовой базе; рост грузовой базы за счёт новых клиентов из сфер торговли и строительства; доступный тариф аутсорсинга транспорта и складских операций в структуре затрат ретейла, электронной торговли, сельском хозяйстве; адресная господдержка рынка новой грузовой техники; завершённые и новые инфраструктурные проекты, связанные с развитием дорожно-транспортной инфраструктуры; реструктурирование логистических потоков и инфраструктуры посредством децентрализации логистики в крупные центры сосредоточения потребления, центры федеральных округов.

Продолжение читайте здесь.


Возврат к списку