РЖД и Минтранс предложили сократить финансирование создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва – Санкт-Петербург»

17.09.2020

РЖД и Минтранс предложили сократить финансирование создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва – Санкт-Петербург»

РЖД и Минтранс предложили сократить финансирование создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва – Санкт-Петербург», сообщает «Коммерсантъ».

Проект хотят раздробить на три фазы, согласно новой версии паспорта федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ). Речь идет об участках «Москва – Крюково» (42 км), «Крюково – Обухово» (630 км) и «Обухово – Санкт-Петербург» (12 км). 

Новый вариант предполагает финансировать часть «Москва – Крюково» в рамках федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Ранее же ВСМ целиком хотели отдать в концессию. Затраты по этой фазе оценивают в 221,5 млрд рублей, отмечает источник «Ъ». РЖД рассчитывает взять 200 млрд рублей из суммы из капитального гранта, предусмотренного на саму трассу, когда рассматривалось ее прокладывать в сторону Казани. 

Стоимость участка «Обухово – Санкт-Петербург» может достигнуть 62 млрд рублей. Строить собираются за счет собственной инвестпрограммы в рамках развития транспортной системы Северной столицы. Вокзал магистрали думают расположить на территории бывших складов купцов Кокоревых рядом с Московским вокзалом. 

Основную протяженность трассы – «Крюково – Обухово» – могут включить в план с реализацией по корпоративно-концессионной схеме. Но по новой версии документа из госбюджета будет выделено всего 50 млрд рублей одним траншем в 2025 году в качестве взноса в капитал специальной проектной компании, выступающей концессионером. Раньше предполагалось направлять 248,4 млрд рублей, начиная с 2022 года. 

По-прежнему КПМИ содержит предоставление господдержки в виде минимальной гарантированной доходности нулевого НДС на услуги предоставления инфраструктуры и перевозку пассажиров, а также нулевой ставки налога на имущество на объекты инфраструктуры ветки. К тому же будут дважды выпущены облигации на 368 млрд рублей с госгарантиями, вместо трех на сумму 427 млрд рублей. 

Окончание работ по всей ВСМ перенесли на 2027 год. А часть «Крюково – Новая Тверь» хотят построить до конца 2025 года. Ранее сроки были оптимистичнее. Так, зону «Москва – НАТИ ВСМ» должны были сдать до 2024 года, а от НАТИ до Новой Твери – до конца 2025-го. Оценка по подвижному составу осталась прежней: 175,7 млрд рублей на 42 поезда производства «Уральских локомотивов». 

В то же время один из собеседников издания говорит о существовании альтернативного варианта. По нему в концессию уйдет лишь «Логовежь – Обухово». Участок «Крюково – Логовежь» ценой 440 млрд рублей РЖД построит своими силами. Тогда в концессии будет только 450 км за 950 млрд рублей. Работы еще на 750 млрд рублей окажутся в инвестпрограмме монополиста. 

Конструкция проекта усложнилась, но сама смета в целом не изменилась, по мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова. И хоть создание синергии с другими проектами обоснованно, то само дробление, считает эксперт, усложняет привлечение частных вложений. До сих пор не решен вопрос возложения всех рисков незавершения проекта на РЖД, а перенос части строительства в инвестпрограмму грозит новой индексацией тарифов, добавляет аналитик. 

Напомним, что в этом месяце московский арбитраж отклонил иск «дочки» РЖД о взыскании 709,5 млн рублей с проектировщика ВСМ «Москва – Казань».


Подробнее: logirus.ru


Возврат к списку