Транспортная стратегия Армении: как преодолеть блокаду Азербайджана и Турции

30.10.2019

Транспортная стратегия Армении: как преодолеть блокаду Азербайджана и Турции

Одним из приоритетов Евразийского союза является развитие транзитного потенциала, обусловленного географическим положением стран-участниц между крупнейшими экономическими центрами Востока и Запада. При этом транспортный потенциал Армении, в теории занимающей стратегическое положение на карте в плане логистики, на практике подавляется наличием сразу несколько региональных конфликтов. Как транспортная политика Союза способна изменить ситуацию, и что поможет Еревану преодолеть это препятствие и успешно интегрироваться в единое транспортное пространство ЕАЭС, специально для «Евразия.Эксперт» проанализировал кандидат политических наук, доцент Российско-армянского университета Ваге Давтян.

Транспортная проблема Армении

В «Национальной стратегии обеспечения транспортной безопасности Республики Армения» поиск путей выхода из блокады с дальнейшей интеграцией в международные транспортные коридоры рассматривается в качестве ключевой задачи. Актуализировавшись сразу после развала Советского Союза, она по сей день продолжает составлять главную угрозу транспортной безопасности республики. В связи с этим особую значимость приобретает разработка схем альтернативных маршрутов с обеспечением дополнительных инвестиционных потоков, обеспечивающих как внутреннюю, так и внешнюю диверсификацию транспортной системы Армении.

При этом в качестве главных внешних угроз транспортной безопасности Армении в «Национальной стратегии» выделяются транспортная блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции, недобросовестная конкуренция со стороны зарубежных перевозочных компаний, игнорирование интересов армянских перевозчиков на международных рынках, использование армянскими грузоперевозчиками не соответствующих европейским стандартам транспортных средств на международных рынках, полная зависимость от импортируемого жидкого и газового топлива и пр.

Наличие ряда региональных неразрешенных конфликтов не позволяет говорить о ближайших перспективах интеграционного процесса для Армении в рамках международных коридоров. Среди таких проблем следует выделить следующие:

  • конфликт в Нагорном Карабахе: прекращениее движения поездов на железнодорожном участке Ереван-Джульфа-Мегри-Миндживан-Баку;
  • замораживание армяно-турецких отношений: прекращение движения поездов на железнодорожном участке Баку-Тбилиси-Гюмри-Карс;
  • грузино-абхазский конфликт: прекращениее движения поездов на железнодорожном участке Сочи-Сухуми-Тбилиси-Ереван;
  • конфликт между Грузией и Южной Осетией: прекращение движения поездов на железнодорожном участке Гори-Цхинвали.
Отсутствие ввиду указанных региональных конфликтов железнодорожных коммуникаций между Арменией и Россией обуславливает незаинтересованность последней в проведении международного транспортно-логистического коридора «Север-Юг» (Северная Европа-Индия) по территории Армении с подключением к иранским коммуникационным инфраструктурам. Именно данное обстоятельство отчасти деактуализировало проект строительства железной дороги Иран-Армения, призванный сыграть ключевую роль в обеспечении коммуникаций между Севером и Югом. При этом еще в 2008‑2010 гг. данный вопрос находился на повестке российско-армянских отношений, когда РЖД приняла в концессионное управление армянскую железную дорогу и, с учетом ее «тупиковости» (дорога имеет лишь один выход на внешние маршруты – через Грузию), была крайне заинтересована в обеспечении ее выхода на иранские инфраструктуры.

Транзитные планы России

При переносе вопроса на геополитическую плоскость становится очевидным стремление Москвы создать конкурентный международный коридор поддерживаемому Евросоюзом проекту TRACECA, нацеленному на формирование мультимодальной связи между Европой и Азией в обход России. Неслучайно после подписания концессионного договора об управлении армянской железнодорожной системой российская сторона, согласно публикациям СМИ, инициировала латентные переговоры с Тбилиси на предмет участия в управлении железнодорожной дороги Грузии.

Более того, в тот же период (2009 г.) РЖД приняла в концессионное управление железную дорогу Абхазии, что в контексте обрисованных процессов является свидетельством нацеленности Москвы на воплощение в жизнь идеи Транскавказской железной дороги (Россия – Абхазия – Грузия – Армения) с возможным выходом на иранские, а также турецкие инфраструктуры. Напомним, что одним из первых на процесс нормализации отношений между Ереваном и Анкарой в 2008‑2009 гг. отозвалась российская компания, инициировав проект создания международного транспортно-логистического центра «Ахурян» на армяно-турецкой границе. Как известно, скорое замораживание данного процесса привело также к сворачиванию проекта.

В целом, наглядной иллюстрацией геополитического целеполагания Москвы в рамках различных транспортных инициатив в регионе является переименование железной дороги Армении в «Южно-Кавказскую», что, впрочем, по сей день продолжает оставаться лишь названием без конкретной практической и содержательной нагрузки.

Подробнее читайте здесь.


Возврат к списку